Статья 6421

Название статьи

Становление светского школьного образования в татарских населенных пунктах Мордовии
(1910-е – начало 1940-х гг.) 

Авторы

Анна Николаевна Занкина, научный сотрудник, Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей имени И. Д. Воронина (Россия, г. Саранск, ул. Саранская, 2), E-mail: kraeved13rus@gmail.com, annakonopljnkova@yandex.ru 

Индекс УДК

93/94 

DOI

10.21685/2072-3024-2021-4-6 

Аннотация

Актуальность и цели. Образовательная политика СССР вызывает интерес у исследователей до настоящего времени, особенно в контексте многонационального государства. В данном исследовании становление светской школы показано на примере татар Мордовии, история которых в рамках вышеупомянутого региона изучена слабо, что во многом объясняется их немногочисленностью. Цель работы – показать кардинальные изменения, произошедшие в сфере образования после революционных событий 1917 г., переход от мусульманской религиозной школы к светской общеобразовательной и всеобщему начальному образованию, выявить особенности данного процесса у татар. Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе использования документов, извлеченных из фондов Центрального государственного архива Республики Мордовия. Особое место занимают ранее опубликованные исследования, посвященные советской образовательной политике. Методологический корпус исследования включает в себя сравнительно-исторический метод, применение которого позволяет сравнить грамотность татар, русских и мордвы (в имперский и советский периоды), а также процент коренизации школ у этих народов; хронологический метод, благодаря которому удается проследить последовательность исторических событий на протяжении рассматриваемого периода; статистический метод, позволяющий проанализировать количество татарских студентов в педагогических техникумах, образовательный уровень учителей, данные по количеству и коренизации татарских школ, а также охват школой детей. Результаты. Удалось проследить процесс становления советской школы в 1910-х – начале 1940-х гг. на примере татарских населенных пунктов Мордовии и выявить трудности, с которыми она столкнулась, такими как нехватка учителей, специальных помещений, отсев, плохая успеваемость. Рассмотрены процессы постепенного вытеснения конфессиональной мусульманской школы советской общеобразовательной на протяжении 1920-х гг.; установления всеобщего начального образования и попыток внедрения семилетнего всеобуча; утверждения обязательного русского языка в школах и коренизации школ. Выводы. Изучение темы становления советского школьного образования в Мордовии позволило не только найти новые интересные сведения о том, как протекал данный процесс у татар Мордовии, но и выявить его отличительные особенности. В частности, было установлено, что на протяжении 1920-х гг. в татарских населенных пунктах продолжали действовать мусульманские конфессиональные школы, которые функционировали как при мечетях, так и на дому. Одной из трудностей в осуществлении у татар всеобуча стала острая нехватка специальных школьных зданий, так как в татарских населенных пунктах, в отличие от русских и мордовских, не было бывших церковно-приходских школ и барских усадеб. Также отличием татарской национальной школы стало то, что в ней, в отличие от мордовской, отсутствовала проблема привлечения в школу девочек и сохранялся высокий процент преподавания на родном языке, в то время как в эрзянских и мок-шанских школах он был значительно ниже. 

Ключевые слова

Мордовская АССР, образовательная политика, татары, национальная школа, коренизация, всеобуч 

 

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Игнатенко А. А. Ислам и политика. М. : Ин-т религии и политики, 2004. 254 с.
2. Гусева Т. М. Система народного образования // Культура Мордовии. XX век : монография : в 2 т. Саранск, 2018. Т. 1. С. 25–37.
3. Очерки истории образования и педагогической мысли в Мордовском крае (середина XVI – начало XX в.) / под ред. проф. Е. Г. Осовского. Саранск : Красный Ок-тябрь, 2001. 208 с.
4. Паршина В. Н. Основные типы начальных женских учебных заведений Пензенской губернии во второй половине XIХ – начале XX века // Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В. Г. Белинского. Гуманитарные науки. 2010. № 15 (19). С. 95–101.
5. Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917–1918 гг. М. : Управление делами Совнаркома СССР, 1942. 1483 с. 6. Сборник декретов и постановлений рабочего и крестьянского правительства по народному образованию. Выпуск первый (С 28 октября 1917 г. по 7 ноября 1918 г.). М. : Наркомпрос, 1919. 204 с. 7. Шайдуллин Р. В., Аблязов К. А. Мусульманское религиозное образование в деревне Татарстана (1917–1929 гг.). Казань : Изд-во Казанского гос. ун-та, 2004. 69 с.
8. Бикмаева А. А. Попытки возрождения религиозных (мусульманских) школ в середине 1920-х годов (на материалах Пензенской губернии) // Мусульманское об-разование: история, проблемы, перспективы : сб. материалов науч.-практ. конф. (г. Саратов, 18 апреля 2009 г.). Саратов : Научная книга, 2009. С. 37–45.
9. Центральный государственный архив Республики Мордовия (ЦГА РМ). Ф. Р. 296. Оп. 1. Д. 46.
10. Общество и власть (1918–1920). Документы уездных съездов Советов Мордовии : в 2 т. Саранск : НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордо-вия, 2013. Т. 2. 584 с.
11. Юрченков В. А. Власть и общество: российская провинция в период социальных катаклизмов 1918–1920 гг. Саранск : НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, 2010. 440 с.
12. ЦГА РМ. Ф. Р. 40. Оп. 1. Д. 27. Л. 13.
13. ЦГА РМ. Ф. Р. 40. Оп. 1. Д. 43.
14. ЦГА РМ. Ф. Р. 40. Оп. 1. Д. 28. Л. 24, 31.
15. ЦГА РМ. Ф. Р. 40. Оп. 1. Д. 46.
16. ЦГА РМ. Ф. Р. 3. Оп. 1. Д. 136.
17. ЦГА РМ. Ф. Р. 296. Оп. 1. Д. 37.
18. Куршева Г. А. Общество, власть и образование. Саранск : НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, 2007. 368 с.
19. ЦГА РМ. Ф. Р. 296. Оп. 1. Д. 42.
20. Филиппов Ю. Н. Лямбирь: Лямбирскому району 60 лет. Саранск : Мордовское книжное изд-во, 1993. 72 с.
21. ЦГА РМ. Ф. Р. 296. Оп. 1. Д. 66.
22. ЦГА РМ. Ф. Р. 464. Оп. 2. Д. 40.
23. Памятники истории и культуры Республики Мордовия. Саранск : Министерство культуры Республики Мордовия : МРОКМ им. И. Д. Воронина, 2007. 112 с.
24. ЦГА РМ. Ф. Р. 238. Оп. 1. Д. 669.
25. ЦГА РМ. Ф. Р. 296. Оп. 1. Д. 7.
26. ЦГА РМ. Ф. Р. 296. Оп. 1. Д. 1.
27. ЦГА РМ. Ф. Р. 238. Оп. 1. Д. 380.
28. ЦГА РМ. Ф. Р. 296. Оп. 2. Д. 5.
29. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917–1973 гг. М. : Педагогика, 1974. 559 с.
30. Киселев А. Л. Социалистическая культура Мордовии. Саранск, 1959. 320 с.
31. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898–1986) : в 16 т. Т. 5: 1929–1932. М., 1984. 446 с.
32. ЦГА РМ. Ф. Р. 464. Оп. 1. Д. 170.
33. ЦГА РМ. Ф. Р. 464. Оп. 1. Д. 342.
34. ЦГА РМ. Ф. Р. 464. Оп. 2. Д. 216.
35. ЦГА РМ. Ф. Р. 464. Оп. 1. Д. 335.
36. ЦГА РМ. Ф. Р. 464. Оп. 1. Д. 259.
37. Красников А. А. Деятельность партийных и советских органов по формированию рядов рабочего класса и изменения социально-демографической структуры и численности населения Мордовии (конец 20-х – 30-е гг.) // Деятельность КПСС по формированию многонационального рабочего класса: история и современность. Саранск, 1989. С. 63–75.
38. Гатауллина М. Х. Ведущие тенденции развития татарской национальной школы (1985–2000 гг.). Казань : Печатный двор, 2001. 128 с.
39. Кузьмин М. Н. Национальная школа России в контексте государственной образовательной и национальной политики. М. : ИНПО, 1997. 301 с.
40. ЦГА РМ. Ф. Р. 464. Оп. 1. Д. 425.
41. ЦГА РМ. Ф. Р. 464. Оп. 1. Д. 644.
42. Матвеева Л. А. Школьная система республики Мордовия в годы Великой Отечественной войны: проблемы функционирования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 7-1. С. 115–118. 

 

Дата создания: 04.10.2021 11:07
Дата обновления: 27.12.2021 10:11